Те, кто хоть раз проезжал в Москву или из Москвы на поезде по Казанскому направлению, наверняка, запомнили один небольшой городок на границе Московской и Рязанской областей. Запоминается он прежде всего своими церквями, которые видны из окошка поезда. Концентрация старинных церквей здесь действительно одна из самых высоких, если не самая высокая в России. А называется – этот город Коломна.

Запоминается Коломна прежде всего своими церквями...Запоминается Коломна прежде всего своими церквями…

Немного из истории города:

Коломна расположена в 114 км южнее Москвы у впадения рекиМосквы в рекуОка.

 

Впервые город упоминается в 1177 году, этот год и считается годом основания города. В то время Коломна была пограничным постом Рязанского княжества. Её выгодное положение — на месте слияния рек Москва и Ока, откуда можно было добраться до Волги, способствовало развитию торговли. В 1301 году город был присоединён к Московскому княжеству и чуть позже здесь учредили коломенскую епархию. В период татаро-монгольского нашествия Коломна не раз разорялась, однако, это не помешало ей к рубежу 14-15 веков стать одним из самых богатых городов Московского государства. В начале 16 века в городе был сооружён мощный каменный Кремль, который на протяжении всей истории города враги не смогли взять. Кремль защитил город, да и государство в целом, от нападений восставших крестьян и польских интервентов в начале 17 века. К середине 17 века границы Московского государства расширились, и Коломна перестала быть важным пограничным постом. С тех пор полным ходом шло развитие ремёсел и торговли. В 1781 году Коломна стала уездным городом Московской губернии. В 1862 году от города до Москвы было проложено железнодорожное полотно, что способствовало развитию промышленности. В наши дни Коломна — крупный промышленный центр и один из самых старых городов России, который хранит в себе массу исторических памятников.

Так выглядела Коломна в 19 в.

Так выглядела Коломна в 19 в.

Вот и мы, много раз проезжая мимо этого городка, в один прекрасный летний воскресный день решили его посетить. Собрав рюкзаки и прихватив фотоаппарат, мы отправились в путь. Добраться до Коломны из Москвы на общественном транспорте можно двумя способами. Первый – это автобус, в Коломну достаточно часто курсируют большие, комфортабельные автобусы от станции метро Выхино. Второй – электричка, идет от Казанского вокзала (время в пути приблизительно 2 часа 40 минут).

Мы выбрали второй вариант. Дорога на электричке пролегает через несколько достаточно крупных подмосковных городов. Конечно, сами города во всей красе вы не увидите, но небольшое впечатление о них можно сделать.

Первая крупная остановка за пределами МКАД – это Люберцы 1, это главная станция города Люберцы. Сделана она достаточно основательно, огромный пешеходный мост через пути, несколько перронов, остановка Спутника. Сам же город из окна поезда выглядит довольно мрачно, не смотря на то, что проезжаем мы его центр. Виднеется несколько высотных кирпичных новостроек, а вокруг унылые хрущевские пятиэтажки. Проезжаем город, по пути встречаются несколько различных складов и баз, вывеска книжной ярмарки, на которой, кстати, можно найти многие новинки по сходным ценам.

Следующий город на пути – Жуковский. Железная дорога проходит чуть в стороне от города, и мы проезжаем его окраину, поэтому можно увидеть лишь заводы и гаражи, только на станции Отдых вид немного меняется, и видно несколько высотных домов, и небольшую, но симпатичную станцию Детской железной дороги. Летом, во время школьных каникул по ней курсируют небольшие составы до Кратовского озера, управляемые школьниками.

Практически сразу за Жуковским мы въезжаем на территорию города Раменское, город этот весьма небольшой, даже по подмосковным меркам, но при этом очень ухоженный. Правда оценить это проезжая по железной дороге также сложно, причиной тому служит то, что значительную часть пути мы едем, мы видим за окном старое кирпичное здание ткацкой фабрики, построенной еще в 1831 году, и уже изрядно износившейся. Кроме того на здании фабрики видны следы пожара, произошедшего пару лет назад. Но тем не видно, что улицы города аккуратно вымощены тротуарной плиткой, старые пятиэтажки подкрашены, и подремонтированы, а возле станции Раменское мы видим две высотки, украшенные игривыми узорами в виде бабочек.

Сразу за Раменским заканчивается ухоженный участок железной дороги Казанского направления. Впереди нас ждут станции и полустаночки, в достаточно разрушенном и потрепанном состоянии. Вид из окна достаточно однообразный: поля, леса и дачные поселки. Пейзаж начинает менятся и не в лучшую сторону только на подъезде к Воскресенску, следующему крупному городу на нашем пути. Воскресенск знаменит фосфорным и цементным заводами, это крупный промышленный центр в Московской области. Из окна поезда, виднеются только склады, заводы, составы с цементом, и вдали огромный карьер.

На этом крупные остановки закончились, и впереди главная цель нашего маршрута. Электропоезд останавливается на станции Голутвин, и мы выходим. Станция достаточно старая, перроны местами обрушиваются, местами ремонтируются. На станции, в отличие от многих аналогичных в Подмосковье, есть свое собственное здание вокзала. Вокзал этот достаточно небольшой, и предполагаю, что достаточно старый. Ведь когда-то давно, в царские времена, от Коломны не просто электрички, а обычные пассажирские поезда, и судя по всему, здание сохранилось еще с тех пор.

Подходим к историческому центру города, где нас встречает памятник В.И. Ленину

Подходим к историческому центру города, где нас встречает памятник В.И. Ленину

Выйдя из вокзала, можно наблюдать достаточно любопытную картину. Нет, это не старый город, нет здесь церквей, Кремля, старинных особняков. Это центр совершенно обычного, относительно крупного провинциального города. Перед вокзалом достаточно большая площадь, много киосков, на площади припарковано много машин, по бокам площади курсируют маршрутки и автобусы. А вокруг уже современные торговые центры, причем практически все в городе сконцентрированы в одном месте. Есть и свой Макдональдс, чье присутствие многие считают наличием цивилизации в том или ином месте.

Мы проходим чуть дальше, и садимся в трамвай. Давно не приходилось ездить в трамваях, но в Коломне это основной вид транспорта. Проезд в маршрутках стоит несколько дороже, а с учетом того что расстояния небольшие выигрыш времени на них минимален. Мы же приобщаемся к местному населению, и движемся в сторону Старой Коломны. Трамваи ходят практически до самого Кремля, однако мы выходим неподалеку от здания Администрации города. Достаточно жарко, и нам необходимо было купить воды, а напротив здания Администрации, на площади расположен крупный торговый центр. Сделав покупки, мы двинулись в сторону церквей, благо расстояния не большие и легко можно дойти пешком. Дорога идет по старому району города. Дома здесь каменные, но небольшие практически все двухэтажные. Многие из них сохранили украшения давних времен. Мы подходим к историческому центру города, где нас встречает памятник Ленину и, конечно, церковь Иоанна Богослова, со своей знаменитой колокольней. И уже виднеются стены Коломенского Кремля.

Знаменитая колокольня церкви Иоанна Богослова

Знаменитая колокольня церкви Иоанна Богослова 

Но прежде чем, мы спустимся к ним, небольшая историческая справка:

На обширной Соборной площади Кремля стоит несколько соборов. Успенский собор был заложен в 1379 году князем Дмитрием Донским после победы над Золотой Ордой на реке Воже. Нынешний собор появился в 1682 году. Он был возведён из кирпича с использованием материала от разборки старого собора. В его интерьере сохранился резной барочный иконостас второй половины 18 века, а также иконы и настенные росписи 19 века. Святыней храма являются копии иконы Донской Богоматери, написанные с оригинала. Рядом с Успенским собором стоит Тихвинская церковь. Она была построена в 1858-1861 годах на месте разобранной церкви 1776 года. С западной стороны к Тихвинской церкви примыкает шатровая колокольня 17 века, где в 20 веке были установлены новые колокола. Самый большой из них весит более двух тонн. В Кремле недалеко от Пятницких ворот находится Крестовоздвиженская церковь. Она была возведена в 1764 году. В период с 1790 по 1825 годы в церкви хранилась, снятая с Пятницких ворот, икона Донской Богоматери.

Немало религиозных сооружений и вне стен Коломенского Кремля. Храм Николы на Посаде — одна из старейших церквей в Коломне. Он упоминается в писцовых книгах ещё с конца 16 века. Нынешний каменный храм построили в начале 18 века в стиле «московского барокко». Отличительной особенностью его являются 5 ярусов кокошников (случай для русской архитектуры уникальный). Кирпичная церковь Михаила Архангела была построена в конце 18 века. Сейчас здесь работает городской Краеведческий музей, где собраны предметы крестьянского быта, мебель, произведения изобразительного искусства, фото- и документальные материалы по истории края.

Стена из красного кирпича. Внешне мало чем отличается от Московского Кремля, разве что выглядит чуть старее

Стена из красного кирпича. Внешне мало чем отличается от Московского Кремля, разве что выглядит чуть старее

Что ж, мы уже немного представляем, что нас ждет, и движемся дальше. Впереди огромная стена из красного кирпича. Внешне мало чем отличается от Московского Кремля, разве что выглядит чуть старее. Обходим стену, и видим знаменитую Маринкину башню, а также совершенно новый памятник Дмитрию Донскому.

Памятник Дмитрию Донскому. Коломна

Памятник Дмитрию Донскому. Коломна

Виднеется и крыша сверхсовременного Ледового Дворца, построенного в непосредственной близости от исторического центра города.

Сверхсовременный Ледовый Дворец в Коломне расположился на берегу Москвы реки в непосредственной близости от исторического центра города

Сверхсовременный Ледовый Дворец в Коломне расположился на берегу Москвы реки в непосредственной близости от исторического центра города

Проходим в ворота, в стене Кремле, и перед нами открывается вид на Крестовоздвиженский собор и Брусенский монастырь, во дворе которого захоронена одна из настоятельниц монастыря. Пройдя сквозь них, мы выходим на главную улицу Старой Коломны, выложенную брусчаткой. В настоящий момент, это пешеходная улица, где прогуливаются туристы.

Крестовоздвиженский собор. Коломна

Крестовоздвиженский собор. Коломна

На этой улице, есть ресторанчик, во дворе которого вывешены фотографии Коломны конца 19, начала 20 веков. Некая экспозиция Старой Коломны. В конце улицы расположен Краеведческий музей, посещением которого мы остались недовольны, слишком уж мало экспонатов. Там представлены вещи известных людей Коломны, старинные документы, старинная мебель, и, пожалуй, все.

Памятник Кириллу и Мефодию. Коломна

Памятник Кириллу и Мефодию. Коломна

Повернув в конце улицы, можно пройти к Успенскому собору. Около него расположена небольшая площадь, на которой установлен памятник Кириллу и Мефодию. Осмотрев достопримечательности, мы спустились к речке, полюбоваться на местную природу. На реке сидело несколько рыбаков, мимо проплывали баржи. Зеленела трава и деревья, и создавалось чувство полной умиротворенности. Но надо было двигаться дальше, впереди по нашей программе был обед, и осмотр парков города.

На Москве реке сидело несколько рыбаков, мимо проплывали баржи

На Москве реке сидело несколько рыбаков, мимо проплывали баржи

По пути из Старого города мы наткнулись на еще один элемент кремлевской стены, на сей раз он поразил нас своими росписями. На стене были красочные изображения исторических событий.

Кремлевская стена действительно поражает росписями - красочными изображениями исторических событий

Кремлевская стена действительно поражает росписями — красочными изображениями исторических событий

Потом была крупная автобусная остановка, скверы, те же двухэтажные дома. Поиски приличного кафе не давали результатов, в результате чего нам пришлось вернуться к началу пути, то есть к зданию Администрации города. Перед этим, правда, мы наткнулись на замечательный скверик с фонтанами, прямо перед зданием городского ЗАГСа.

Скверик с фонтанами. Коломна

Скверик с фонтанами. Коломна

Небольшое уютное кафе располагалось перед фонтаном, и прилегало к торговому центру, который мы уже проходили. Пообедав, мы отправились на осмотр парков Коломны.

Парк Победы. Коломна

Парк Победы. Коломна

Первым на очереди был Парк Победы. В парке находятся старая церковь, аллея с памятниками героям Советского Союза родом из Коломны. Кроме того, в парке установлен огромный монумент, посвященный победе в Великой Отечественной Войне. С боку от парка установлен пьедестал, на котором установлена военная техника времен Второй Мировой Войны.

Парк Победы. Коломна

Парк Победы. Коломна 

Осмотрев Парк Победы, мы направились в Парк Мира. Это место, где обычно проводит время молодежь города. Ничего примечательного там обнаружить не удалось. Парк мира – это совершенно обычный парк советской постройки. Сейчас там расположено множество кафе, аттракционы для детишек и много скамеек, где можно попить пиво. Наверно, поэтому парк и облюбовала молодежь Коломны.

Парк мира. Коломна

Парк мира. Коломна 

День подходил к концу, мы не осмотрели несколько современных районов города, но не за этим мы ехали в Коломну, поэтому мы смело двинулись в сторону вокзала города. Купив билет на электричку, мы отправились домой.

Исторические справки взяты с сайта http://svali.ru