Возможно, с названием я немного переборщил, но для человека ни разу не бывавшего в горах, и Крымские горы – вершина мира. Как Вы могли догадаться по названию, в этой главе речь пойдет о путешествии в горы, а точнее об экскурсии на самую знаменитую гору КрымаАй-Петри.

"Вершина мира". Зубцы горы Ай-Петри. 1234 м над уровнем моря

«Вершина мира». Зубцы горы Ай-Петри. 1234 м над уровнем моря

Захватив рюкзаки, мы отправились в путь. Уже привычный маршрут Профессорский уголокАвтовокзал Алушты Автовокзал Ялты. В Ялте, пока мы ждали нужную маршрутку, к нам весьма навязчиво приставали «гиды», люди которые на небольших минивэнах самостоятельно возят туристов на гору Ай-Петри, минуя канатную дорогу. Мы же твердо решили подняться на гору по канатной дороге, и никакими очередями нас не испугаешь! По крайней мере, так мы думали на тот момент, и терпеливо дождавшись маршрутку, поехали в Мисхор.

Дорога лежала через горы, слева Большая Ялта и море, справа леса и горы. Периодически возникали указатели, ведущие к тем или иным достопримечательностям Южного Берега Крыма. Где-то посередине пути виднелась невероятно красивая и массивная церковь, расположенная посреди гор.

Наконец, наша остановка – Мисхор, выйдя из маршрутки, и пройдя несколько метров, мы очутились возле касс, и поняли, если стоять в очереди, то мы потеряем часа три минимум. И тут, весьма кстати, опять возникли местные гиды. На сей раз, они не пугали людей очередями, люди были сами напуганы, и доводы местных казались, невероятно, убедительны.

В общем, гид нам обещал подняться на гору, с небольшими остановками, что-то вроде местных экскурсий, и купить билет обратно, чтобы мы не стояли в очереди. Стоимость его услуг была не так высока, всего на 10 гривен (приблизительно 50 рублей) выше стоимости самого подъема на канатной дороге.

Рядом с кассами стояла целая череда 7-8-ми местных минивэнов гидов. В один из них мы и сели, и отправились в путь. Дорога на гору Ай-Петри – это не что иное, как трасса от Ялты до Бахчисарая и далее до Симферополя. Однако трасса очень крутая и сложная (крутой горный серпантин), поэтому машин на ней не так много. Изредка встречаются легковушки с туристами, и периодически курсируют в обе стороны такие же минивэны, как наш. Поскольку загруженности дороги не велика, то она стала прекрасным местом для кинематографистов, достаточно много отечественных фильмов (вернее фрагментов, где требуются горы и серпантин) было снято там.

Дорога на "вершину мира"

Дорога на «вершину мира»

Подъем на гору Ай-Петри по канатной дороге занимает приблизительно 10-15 минут, на машине же путь занимает приблизительно час. И, практически все это время, наш гид рассказывал нам о Крыме, Ялте, и, конечно, же о горе Ай-Петри.

И вот, спустя некоторое время мы делаем первую остановку. Это водопад Учан-Су (что в переводе значит «Летящая вода»). Данный водопад является самым большим на Крымском полуострове, и достигает в высоту что-то около 90 метров, хотя может и ошибаюсь.

Водопад Учан-Су

А теперь обо всем по порядку. Мы подъехали к парковке, справа от которой расположен ресторан, в центре несколько киосков с сувенирами, а слева «пропускной пункт» к водопаду. Оплатив билет на данном «пропускном пункте», мы пошли по небольшой грунтовой дорожке, справа от которой обрыв, слева крутой склон горы, вглубь которого уходит деревянная лестница. Пройдя метров пятьдесят, мы оказываемся у водопада. Зрелище, скажем так, не ахти. Как говорят местные «водокап». Водопад действительно огромный, только вот воды в нем летом нет. Горные речки Крыма пересыхают в летнее время, и практически все водопады, соответственно, тоже. Если же хотите посмотреть на полноводные бушующие водопады, то Вам придется отправиться туда в начале весны.

Осмотрев и пофотографировав «водокап», мы отправились в машину, наш путь лежал выше в горы.

Серебряная беседка

Проехав еще немного, попутно, слушая рассказы гида про крымско-татарское население полуострова, мы оказались у второй достопримечательности. Это была Серебряная беседка. Она была построена строителями трассы Ялта-Бахчисарай, по которой мы ехали. Это обычная небольшая беседка, постройки 19 века, такие периодически встречаются во многих городах России и Украины. А значимость местной достопримечательности она приобрела, благодаря потрясающему виду на Большую Ялту, открывающемуся с неё.

Вид на Большую Ялту с горы Ай-Петри

Мы садимся обратно в машину, на сей раз движемся уже без остановок до самой горы Ай-Петри. Ближе к вершине серпантин становится более крутым, машин встречается все меньше. И вот мы выезжаем на прямую дорогу, высота над уровнем моря около 1200 метров, мы движемся по обычной дороге, где-то вдалеке виднеются радиолокационные башни. Справа мы проезжаем пещеры, кстати, в одной из них граф Воронцов держал свои запасы вина. И вот впереди шлагбаумы, палатки, парковка и уйма людей.

Припарковавшись, мы выходим из машины, и к нам подбегает маленький белый верблюжонок… Ладно, я преувеличил, он не подбегает, это мы к нему подбегаем, чтобы сфотографировать это забавное существо.

Плато горы Ай-Петри

Немного отвлекусь, и расскажу о том, что же ожидает Вас на вершине горы Ай-Петри. Вся жизнь там сосредоточена на краю скалы, рядом с канатной дорогой. Там есть несколько административных зданий, достаточно большая парковка, целый палаточный городок, состоящий из кафе и торговых палаток с сувенирами, небольшой загон для лошадей, площадка с фонтаном перед канатной дорогой, где можно фотографироваться, или просто смотреть на море и Большую Ялту, и дорога к вершине горы. Канатная дорога доходит не до самой вершины, и от неё до заветной высоты топать еще порядка 30-40 минут в гору. На вершине ничего примечательно нет, разве что в близи можно рассмотреть крест, установленный на одной из соседних скал. Ну и, пожалуй, главное, поднявшись туда, можно будет похвастаться, что Вы побывали на высоте 1234 метра над уровнем моря. Нам, честно говоря, топать в гору было лень, и мы решили просто погулять по окрестностям.

Кстати говоря, Ай-Петри не самая высокая гора в Крыму, и известна она благодаря канатной дороге, и тем, что там достаточно большое и удобное плато практически на самой вершине горы.

Теперь немного подробнее остановлюсь о том кто же работает для туристов на вершине Ай-Петри. Весь бизнес, то есть продажа сувениров, катание на лошадях и кафе принадлежат крымским товарам. Там есть несколько семей, которые всем этим занимаются. Живут они в степи, неподалеку от Бахчисарая, а на Ай-Петри приезжают с утра на работу.

Лирическое отступление на этом окончим, и я продолжу рассказ о нашем путешествии. На чем мы там остановились? Ах, да на верблюжонке. Сфотографировав его, мы отправились осматривать окрестности. Скажем так, сервис там, мягко говоря, не навязчивый, местные дельцы проходу не дают, то предлагают покататься на лошадях, то зовут на обед в своё кафе. Конкуренция и раскручивание туристов на бабки процветает в тех краях. Еле отбившись от такого гостеприимства, мы направились немного погулять по плато горы Ай-Петри. Места там, очень живописные, скалы, деревья, вытоптанные каменистые дорожки, где-то поодаль пасется табун лошадей. Очень красиво, в общем.

"Каменное сердце" горы Ай-Петри

«Каменное сердце» горы Ай-Петри

Бродили мы недолго, время подходило к обеду, и мы отправились обратно, поближе к кафешкам. Их там великое множество и что выбрать, куда податься не знали, а узнавать заведение, хоть на несколько секунд остановившись у него, было невозможно, так как с вероятностью 99% вас туда затащат, чуть ли не силой. Гид советовал нам одно из кафе. Было ясно, что он советовал своих друзей или тех, кто ему доплачивал за посетителей, но мы решили, почему бы и нет, тем более увидели, что сам гид пошел есть именно туда, значит, не отравят! Нас не только не отравили, но еще и безумно вкусно накормили. Брали мы плов и шашлык и пиво. Местное вино пить не рискнули, хотя может и зря. Плов и шашлык были очень вкусными. Кстати стоит сказать, что во всех кафе на горе, вся еда готовится на улице, причем плов и татарские супы варятся в каменных казанах на открытом огне. В общем, традиционная восточная кухня, приготовленная на свежем воздухе, что может быть вкуснее. Цены там, кстати, относительно дешевые, по крайней мере, если сравнивать с Москвой, то вообще смешные.

Рядом с кафе, располагаются несколько киосков с восточными сладостями, обязательно попробуйте, если будете там.

Канатная дорога. Ай-Петри

Вкусно пообедав, двигаться не хотелось, но надо было. Мы побродили по рынку с сувенирами. Немного поторговались, немного прикупили, и время незаметно, но неумолимо убежало вперед. Пора было отправляться домой. На сей раз мы уже твердее некуда решили, что спустимся на канатной дороге. Очереди за билетами здесь не было.

Однако очередь к самому фуникулёру была просто огромна. Но мы ждали. Терпеливо ждали, и примерно через полтора часа ожидания наши надежды на поездку в кабинке канатной дороги сбылись. Впечатления – так себе. Обычная канатная дорога. Да, высокий подъем, да, безумно красивый вид. Но все было слишком быстро, слишком обыденно.

Через 10 минут, оказавшись внизу, мы посмотрели на толпу людей, стоящих у касс канатной дороги. Оглянулись еще раз на гору Ай-Петри, и направились в сторону автобусной остановки. Впихнувшись в одну из маршруток, мы поехали в гостиницу Алушты, безумно довольные прошедшим приключением.