Прозвенел будильник. На часах время 0:00, казалось бы время ложиться спать, но не тут то было, мы только просыпаемся, и впереди у нас долгий путь. Достаточно быстро собравшись, захватив немного еды и подушки в автобус, мы двинули на ресепшн гостиницы. Спустя некоторое время ожидания, подошел автобус, мы сели и отправились в путь. По дороге заехали еще в несколько гостиниц.

У одной из них пришлось серьезно задержаться. Ожидали двоих. Пока суть да дело, мне удалось немного пообщаться с нашим водителем на ломаном английском. Ломаный, к сожалению, был только мой английский, Усама Бен Ладен, как он представился, довольно бегло разговаривал на нем, и не только на нем. Усама (пускай и не Бен Ладен) уже достаточно давно работал водителем в паре со своим отцом, причем работали они как не странно, не в Египте. Они на пару на автобусах исколесили практически всю Европу, выучили достаточно неплохо английский, немецкий, французский и итальянский языки. И лишь пару лет назад перебрались на родину, водить туристические автобусы. В связи с этим русский, в отличии от большинства арабов, работающих в туристическом бизнесе Египта, они еще не успели выучить. В общем, весьма любопытные товарищи. Но рассказ не о них, а о путешествии. Спустя почти час, мы разузнали все-таки, что случилось с пропавшими туристами, оказалось эта парочка непонятно почему, прямо перед нашим приездом залезла в автобус другого туроператора, собиравшийся в двухдневный тур Каир-Александрия. Доехали ли они до Каира, или их вернули домой на ближайшей попутке, мы так и не узнаем.

Вокруг бескрайняя пустыня

Выехав из Хургады, мы направились на север, вдоль побережья Красного моря. Уснули практически сразу, поэтому за дорогой не следили, все-таки ночь на дворе. Все что я помню, с одной стороны дороги море, с другой пустыня. На той стороне, где море, еще время от времени возникали отели.

Недалеко от Каира, нас ждал огромный пропускной пункт. Все выглядело достаточно строго, вооруженные солдаты, шлагбаумы.

Мы остановились на стоянке, гид что-то решал с местным чиновником, бегал со списками туристов и другими документами. Честно говоря, у меня сложилось впечатление, что чиновник хотел получить взятку, но с документами у нас было все в порядке, и после какого-то звонка гида, ему пришлось достаточно быстро отступить, и пропустить нас дальше.

Мы выехали на трассу до Каира, и опять уснули. Проснулись уже, когда встало солнце. Мы проезжали по пригородам египетской столицы. Зрелище достаточно унылое. Песок, солнце, и убогие дома, грязно красного, глиняного цвета. Вдали виднелся район типовых панельных высоток, это район Новый Каир, вроде это город-спутник столицы, туда провели воду, и построили небольшой город, из типовых домов.

И Нил у наших ног...

И Нил у наших ног…

Постепенно дома становились чуть лучше, по обочинам дороги стала появляться зелень, и вскоре мы добрались до моста через Нил. Вид открывался просто потрясающий! Протерев глаза после сна в автобусе, мы целиком и полностью погрузились в него. Вода в Ниле, казалось ярко синей, солнце освещало мачты яхт и рыбацких шхун, проплывавших по реке. По обоим берегам росли пальмы, и ярко зеленая трава, там вдали виднелись высотки. Впрочем, задерживаться на мосту у нас времени особо не было, и мы поехали дальше.

Заходя в автобус, мы заметили новое лицо. Это был араб, но светлокожий, в очках с круглой оправой, достаточно дорого, по-европейски одет, он читал какую-то книжку. С этим интересным персонажем нам предстояло познакомиться немного позже.

Мы постепенно просыпались, проезжая по кварталам египетской столицы, в конце концов, город резко закончился, и мы оказались по среди пустыни, а впереди перед нами виднелись огромные пирамиды. И тут наступил черед взять слово нашего нового знакомого. Этот самый араб оказался нашим гидом, который и проводил всю экскурсию. Имен называть не стану, но те, кто с ним хоть раз побывали на экскурсии, его имя будут помнить очень долго. Наш гид, рассказал немного о себе, оказалось, что он действующий археолог, и участвует в раскопках возле пирамид. Поскольку в эти дни в Египте были праздником, то он решил немного подработать, и провести экскурсию с одной из туристических групп.

Гид показался живым интересным, с чувством юмора, но поначалу производил впечатление несколько заносчивого и наглого человека, но позже стало понятно, что это лишь первое обманчивое впечатление, скорее манера общения, и не более того. Ну что ж, начнем по порядку. Наша группа получила свое название – «Бригада», и мы двинулись в путь.

На встречу таинственным пирамидам. Пирамида Хеопса

На подступах к пирамидам на стоянке стояло множество автобусов, и около ворот, открывающих путь к пирамидам, толпилась огромная масса разношерстных туристов. Гид, пообещал, что мы будем двигаться исключительно на автобусе, и, договариваясь с охранниками, он обеспечил, чтобы мы передвигались везде на автобусе. Стоит отметить, что мы, конечно, не единственные ездили по территории пирамид на автобусе, но и то, что много автобусов осталось за пределами пирамид – тоже факт.

Остатки известняковой облицовки видны лишь на пирамиде Хефрена, купол которой она украшает

Вернемся к пирамидам, мы подъехали к пирамиде Хеопса и что мы увидели? А увидели огромную пирамиду, построенную много тысяч лет назад. Зрелище действительно величественное, но не сказать, чтобы оно производило на современного человека неизгладимое впечатление. Несмотря, на то, что высота пирамиды больше многих современных небоскребов, это не чувствуется, из-за её формы, верхушка пирамиды удалена от нас, и поэтому нет такого впечатления невероятной высоты. Стены пирамиды изрядно постарели и местами осыпаются, от облицовки не осталось и следа. Остатки известняковой облицовки видны лишь на соседней пирамиде – Хефрена, купол которой она украшает.

Загадки пирамид манят путешественников со всех уголков планеты ...

Загадки пирамид манят путешественников со всех уголков планеты …

Честно говоря, гораздо больше впечатляют загадки пирамиды, чем она сама. Но впрочем, не об этом, расскажу лучше, что там есть рядом с пирамидой Хеопса. А рядом с пирамидой стоят другие пирамиды, но гораздо меньшие по размеру. Одну из которых, кстати, можно совершенно бесплатно посетить. Это захоронения жен и некоторых детей Хеопса. Кроме того, на территории гробниц, то и дело встречаются очень глубокие ямы, это захоронения рабочих, которые строили мемориальные казни, они создавали лабиринты, строили сокровищницы, и именно поэтому им была уготована смерть, они слишком много знали! В 15-ти метровые ямы скидывали по 10-15 трупов в каждую. На территории комплекса, есть захоронения и без пирамид, одно из них мы посетим, но об этом позже.

На территории гробниц, то и дело встречаются очень глубокие ямы, это захоронения рабочих...

А пока заметим на вершине пирамиды Хеопса, странную металлическую антенну. Это что-то вроде крана, который спускает в пирамиду небольшого робота с видеокамерами. Совсем недавно, археологи обнаружили в пирамиде Хеопса помещение, которое не было вскрыто, к нему практически невозможно в настоящий момент добраться, и, скорее всего, это помещение не было разграблено. Сейчас ученые пытаются открыть эту заветную «дверь» с помощью специальных роботов. Рядом с пирамидой Хеопса существует и относительно небольшое современное строение, это музей, в котором представлен главный экспонат – ладья Хеопса. Это 50-ти метровое судно, на котором фараон плавал по Нилу. Это уникальная вещь, лишний раз свидетельствует о развитости цивилизации, существовавшей на тысячи лет раньше нас. Ладью эту нашли в середине двадцатого века, на раскопках погребального храма Хеопса. Он находится неподалеку от самой пирамиды. Сейчас там лишь руины, но поражают размеры этого храма, по площади он в разы превышает территорию самих пирамид. При этом, он был предназначен исключительно для траурных церемоний, подготовке фараона к захоронению.

На сегодняшний день, на территории Гизы (древняя столица Египта, сейчас один из районов Каира) найдено 109 пирамид, как шутят археологи, по числу детей величайшего фараона ЕгиптаРамзеса II. Но как доподлинно неизвестно сколько же детей было у этого славного фараона, так и ни один ученый не возьмется утверждать сколько же пирамид на самом деле. Новые пирамиды и захоронения выкапываются на территории Гизы практически каждый год.

Итак, продолжим экскурсию, сфотографировавшись у подножия пирамиды Хеопса, садимся в автобус и движемся дальше. Остановка – пирамида Микерина. Любопытно, что у данной пирамиды не останавливаются автобусы с тур группами из России, рядом остановку делают обычно 2-3 автобуса с европейцами. Тем не менее, эта пирамида представляет интерес. Она не такая большая по размеру как пирамиды Хеопса и Хефрена, ее высота, насколько я помню, что-то около 69 метров, но, тем не менее, она уникальна.

Уникальна, прежде всего, своей отделкой. Пирамида Микерина облицована огромными плитами из розового гранита, который был привезен из Асуана. Т.е. для производства данной пирамиды, строители по Нилу везли гранитные глыбы на расстояние примерно 600 км. Кроме того, археологи считают, что внутри пирамиды, так же есть не открытые комнаты, не разграбленные помещения, и сейчас вход в пирамиду закрыт, там ведутся археологические раскопки. Опять, несколько фотографий на память и садимся в автобус.

Следующая наша остановка, это смотровая площадка. Неподалеку от пирамид, организована небольшая смотровая площадка для туристов. Там же рынок сувениров. Сначала о сувенирах. Рынок этот не большой, и состоит из 10-15 палаток. Ассортимент в каждой палатке отличается. Товары там продают достаточно высокого качества, по крайней мере, по египетским меркам. Продают в основном, книги, диски с фильмами о Египте, фарфоровую посуду, бижутерию, национальную одежду и прочее. Гиды говорят, что это государственные лавки, но торговаться там можно и нужно, в отличие от государственного магазина, к примеру, в той же Хургаде.

Вернемся к смотровой площадке. В данном случае это обычный холм, посреди пустыни, огороженный небольшим каменным заборчиком. Смотровая площадка – это то место, с которого можно сфотографировать одновременно все три самые крупные пирамиды, и именно поэтому сюда возят туристов.

Гробница эта принадлежала одному из сыновей Хеопса, который умер в возрасте 14 лет

После смотровой площадки, туристов обычно везут прямо к Сфинксу, мы же поехали немного другим путем. Мы поехали обратно, к пирамиде Хеопса. Наш гид, рассказал, что он участвовал в раскопках, во время которых совсем недавно была найдена новая гробница. Как предполагают ученые, гробница эта принадлежала одному из сыновей Хеопса, который умер в возрасте 14 лет. И мы отправились в эту гробницу. Гид, достаточно долго договаривался с охранниками гробницы, после чего нам открыли дверь, и мы вошли. Впечатление то еще…. Воздух внутри гробницы, просто таки был пропитан песком, несмотря на то, что гробницу тщательно проветривали, прежде, чем туда стали заходить исследователи. Дышать было откровенно тяжело. Внутри гробницы, на входе, было несколько изображений, захороненного сына фараона, лежала могильная плита, и человеческие останки, внутри была еще одна комната, и закрытый проход, в котором продолжают вестись раскопки. Саркофаг из данной гробницы, и некоторые предметы были уже вывезены в Каирский Национальный музей.

Сфинкс на фоне пирамиды Хефрена. Вид действительно потрясающий!

Осмотрев древнюю гробницу, мы двинулись к Сфинксу, уже пешком по дороге. На противоположной стороне от Сфинкса толпилась серая масса туристов, пытавшихся уловить хотя бы кадр, в котором не было бы других, таких же как и они туристов. Мы же шли по дороге, и примерно с того же расстояния фотографировали самого Сфинкса и фотографировались на фоне Сфинкса. Кроме того, в самом низу дороги открывается прекрасный вид, на котором Сфинкс расположен на фоне пирамиды Хефрена. Спустится же к самому Сфинксу, потрогать его за лапы, удовольствие весьма дорогое, и стоит порядка 10 тысяч египетских фунтов, или что-то в районе 2 тысяч долларов США. Мы решили себя ограничить, и воздержаться от столь великого удовольствия, за столь скромную плату…

На этом наша экскурсия к пирамидам подходила к концу. Позади, была пустыня, с тысячелетней историей, с пирамидами, Сфинксом, тысячами туристов. Впереди, железные ворота, едва шагнув за которые мы очутились в совершенно ином мире. За воротами был город, кипела жизнь, причем, по особому, с восточным колоритом. Достаточно ветхие дома, построенные, наверно, лет 50-60 назад, какие-то мелкие лавочки с сувенирами или просто продуктами, бытовой мелочью. Дорога – это что-то особое. Казалось бы обычная улица огромного мегаполиса, но не тут то было. На ней смешалось все: новенькие японские и европейские авто, «доисторические» рено и ситроены, мотороллеры и мотоциклы, старенькие пикапчики с сеном, телеги и повозки разных мастей, запряженные ослами и лошадьми. На улицы очень сильный запах навоза, который лежит по всей улице. По тротуарам ходят арабы, кто-то в деловых костюмах, кто-то в джинсах, а кто-то и в национальных одеждах, блуждают толпы туристов из разных стран. В общем, зрелище удивительное, и безумно интересное. Мы же тем временем держим путь в ресторан, на обед. Ресторан на удивление оказался очень приличным и достаточно респектабельным по египетским меркам. Пообедав, мы уселись в автобус и направились дальше по маршруту, параллельно разглядывая квартал «самых богатых людей Египта». Почему самых богатых, спросите вы, ведь кругом ветхие старые дома, бедняки ходят по улицам? А все потому, что большинство людей, проживающих поблизости от пирамид, ни кто иные, как местные «черные копатели». Археологи ведут раскопки днем, а они ночью, и если результаты работы археологов можно увидеть в Каирском Национальном музее, то результат работы «черных копателей» можно видеть по всему миру, в музеях разных стран и городов, в частных коллекциях богатейших людей планеты. Именно «благодаря» им, артефакты древнейшей цивилизации мира распространяются по всему миру.

Впрочем, рассказ о богачах Египта можно уже заканчивать, и продолжить наше путешествие….